Когнитивный аспект это что такое

Содержание
  1. Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства
  2. Определение
  3. Высшие мозговые функции
  4. Несколько слов об интеллекте
  5. Праксис или уникальное способность человека
  6. Кое-что интересное или мозг под микроскопом
  7. Когнитивные расстройства
  8. Несколько слов напоследок
  9. Основные положения в когнитивной психологии
  10. Основные понятия когнитивной психологии
  11. Аспекты когнитивной психологии
  12. Основные принципы когнитивной психологии
  13. Когнитивизм — это современное направление в психологии
  14. Расшифровка термина
  15. Понятие когниции
  16. Что значит когнитивный?
  17. Несколько определений для примера
  18. Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение
  19. Что такое когнитивные или умственные процессы
  20. Какие науки изучают эти процессы
  21. Ощущение и восприятие
  22. О памяти
  23. Интеллект или ум
  24. Мышление
  25. Речь
  26. Функциональная схема познавательного процесса
  27. Применение когнитивных процессов в образовании
  28. Способы улучшения
  29. Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?
  30. Что такое когнитивный диссонанс?
  31. Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные функции — обзор, их нарушения и расстройства

Когнитивный аспект это что такое

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.

Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.

А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом.

Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций.

Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/kognitivnyie-funktsii/

Основные положения в когнитивной психологии

Когнитивный аспект это что такое

В системе психологических знаний особое место занимает достаточно современный раздел когнитивной психологии, обладающий в своем арсенале интересными и инновационными методами и теориями развития психики и сознания человека.

Определение 1

Когнитивная психология – это раздел психологии, который осуществляет различные исследования познавательных процессов человека, происходящих в его сознании.

Основной ее сущностью является изучение человека как своеобразного компьютера, в основе деятельности которого лежат мышление и разум, их действия и основные проявления.

Согласно теории когнитивной психологии человек, способен воспринимать различные сигналы, которые поступают из окружающего мира, преобразовывать их в информацию, обрабатывать данную информацию, анализировать и упорядочивать ее, превращая таким образом во внутреннее знание человека.

Основным предметом когнитивной психологии является процесс исследований таких структурных элементов познавательного процесса сознания человека как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

Основные понятия когнитивной психологии

В составе современной когнитивно-поведенческой психологии основными понятиями выступают:

  • процесс мышления и принятия решений;
  • особенности восприятия;
  • процессы роста и развития;
  • процессы распознавания образов;
  • речь;
  • внимание;
  • воображение;
  • память;
  • естественный и искусственный интеллект.

Аспекты когнитивной психологии

Основным аспектом развития когнитивной психологии выделяют противопоставление ее идей идеям бихевиоризма и утверждение, что поведение человека находится в прямой зависимости от его мыслительных способностей.

В качестве главных понятий данного направления выступают основные процессы когнитивизма, к которым относятся процессы воображения, памяти, мышления. Именно эти процессы способствуют формированию понятийных схем, которые и формируют определенные поведенческие реакции человека в процессе его жизнедеятельности.

Основным методом когнитивной психологии является замена личностного конструкта.

Данный процесс можно охарактеризовать как сравнительный анализ того, каким образом разные люди воспринимают информацию, поступающую извне и в последствии интерпретируют ее, превращая в знание.

Это процесс включает в себя несколько этапов:

  • Вводный этап, на котором человек получает определенные инструменты, с помощью которых у него появляется возможность к выявлению ошибочных суждений и их причин.
  • Второй этап – эмпирический этап, на котором человек, с помощью психотерапевта прорабатывает корректного соотношения различных явлений. В результате осуществления работы на данном этапе происходит процесс формулирования аргументов за и против, рассматриваются преимущества и недостатки определенных моделей поведения.
  • Третий этап – прагматичный этап, является этапом подведения итогов работы и результатом которого является осознание человеком собственных ответных действий.

Как уже говорилось ранее основным объектом изучения когнитивной психологии являются познавательные процессы личности. Помимо данных процессов она также рассматривает особенности эмоциональной сферы личности, психологию развития человека и процессы распознавания образов, получаемых их внешнего мира.

Сторонники развития когнитивной психологии считают, что разум человека работает по схеме электронно-вычислительной техники совместно с основными функциями психики и в результате осуществления данных процессов происходит процесс поэтапной обработки, кодирования и анализа информации. Таким образом все стимулы, которые извне поступают в сознание человека, проходят по определенной цепочке превращений.

В соответствии с эти существует положение о том, что в сознании человека есть определенный предельный объем систем обработки информации.

Именно эти идеи и являются основным источником основного направления деятельности когнитивного психолога – поиск естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, поступающей в психику человека из окружающего мира.

Основные принципы когнитивной психологии

Основным принципом когнитивной психологии является тот факт, что представления человека об окружающем его мире или репрезентация не обязательно должны соответствовать реальной действительности или его физическим свойствам. Многие внутренние репрезентации реальности — это не то же самое, что сама внешняя реальность.

Возникновение этих модификация напрямую связаны с прошлым опытом, результатом которого является богатая и сложная сеть человеческого знания. Информация, поступающая в сознание человека из внешнего мира, абстрагируется и затем переходит на хранение в память человека. Изучение проблемы представления знаний в сознании человека является наиболее важной в исследованиях когнитивной психологии.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в широком смысле когнитивная психология является направлением, доказывающим решающую роль знаний в развитии личности и ее поведенческих реакциях.

В узком смысле когнитивная психология представляет собой ряд исследований, которые были противопоставлены распространенным более широко бихевиоризму и психоанализу.

Замечание 2

Согласно исследованиям Р. Солсо, когнитивная психология представляет собой науку, изучающую процесс получения человеком информации из окружающего мира, ее хранения в памяти и преобразования полученных данных в знания. Также в когнитивной психологии пристальное внимание уделяется влиянию полученных знаний на поведение человека в целом.

Таким образом когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – начиная от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития и заканчивая всевозможными сферами поведения человека.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/kognitivnaya_psihologiya/osnovnye_polozheniya_v_kognitivnoy_psihologii/

Когнитивизм — это современное направление в психологии

Когнитивный аспект это что такое

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

Расшифровка термина

Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Понятие когниции

Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как «когнитивный» — что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный – это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Несколько определений для примера

Что означает слово «когнитивный»?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент – это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе;
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие – это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия – это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Нарушение когнитивных функций — что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivizm-eto.html

Описание когнитивных процессов:что это такое, какие существуют виды, применение

Когнитивный аспект это что такое

Когнитивные процессы – это способность человека отметить события, которые происходят, припомнить о том, что необходимо сделать или купить, выслушать собеседника, когда он хочет что-то рассказать.

Когнитивные процессы

В тексте, приведенном ниже, будет рассказано о том, какие бывают процессы когнитивного характера, какую роль они играют в человеческом учении, каким образом процессы умственного направления можно сделать лучше, и о многом другом.

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.

Что такое когнитивные процессы

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека.

Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека.

Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность  имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

https://www.youtube.com/watch?v=tLJtk-Wjjug

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Функциональная схема познавательного процесса

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Такая схема применяются для спецификации познавательного процесса и состоит из следующих блоков:

  • Первоначальный информационный анализ, то есть область рецепторов;
  • То, что касается восприятия: слух, зрение, обоняние, вкус и так далее;
  • Память, как хранилище, которое довольно сложно устроено. В нем находятся знания и информация;
  • Область репрезентации. Здесь происходит синтез восприятия.

Применение когнитивных процессов в образовании

При получении образования на занятиях человек все время сталкивается с деятельностью, которая проверяет знания и способности. Теорий обучения существует достаточное количество, но почти все принимают во внимание именно процессы умственного характера.

При чтении человек распознает буквы, припоминает слова и сопоставляет их с тем, что он уже знает. Он может обработать полученную информацию разными способами. Это зависит от того, что необходимо получить в итоге: подготовиться к экзамену, просто отыскать отрывок и так далее.

При написании происходит примерно то же самое. Нужно не отвлекаться на посторонние раздражители, обращать внимание на качество написанного, не пренебрегать орфографией и т.д.

Улучшение умственных процессов

Способы улучшения

Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:

  • Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
  • Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
  • Отмечать свои успехи;
  • Развивать мышление критического плана;
  • Читать.

Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html

Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?

Когнитивный аспект это что такое

Дамы и Господа! За этими стенами вас никогда не коснется когнитивный диссонанс! Поэтому вам совершенно незачем знать, что это такое.
Виктор Пелевин. «Generation П»

Когнитивный – это значит познавательный, связанный с мышлением, работой мозга. Слово происходит от латинского слова cognitio – познание. Пример употребления: «При приеме алкоголя когнитивные способности снижаются – человек хуже соображает».

Когнитивная система человека – это мозг и органы чувств, с помощью которых мы познаем себя и мир вокруг.

Когнитивная психология – это направление в психологии, изучающее с опорой на эксперименты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Оно возникло в 1950-60-е годы, отчасти как ответ бихевиоризму и психоанализу.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который вызывают у человека противоречащие друг другу знания, установки и действия. Например, обман со стороны человека, которому мы привыкли доверять, провоцирует у нас шок и недоумение: как такое вообще может быть, может быть, это ошибка?

Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира (консонансу), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.

К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.

Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения – это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям.

Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро».

Поэтому легкое и понятное кажется нам правильным, а сложное и запутанное – ошибочным. Но в реальности, конечно, истина может быть сложной, а заблуждение – простым и «очевидным».

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

  • Ошибка атрибуции – стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.

  • Генерализация частностей – стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.

  • Феномен Баадера-Майнхоф – иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки – и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.

  • Селективное восприятие – стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения – как лицемерие.

  • Подчинение авторитету – готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.

  • Эффект ореола – стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.

  • Эффект фрейминга – склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» – хотя речь идет об одном и том же.

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю

Источник: https://www.anews.com/p/105091752-kognitivnyj-dissonans-i-kognitivnye-iskazheniya-chto-takoe-kognitivnyj/

Медицина
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: