Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Содержание
  1. Деменция у детей: насколько опасно слабоумие, как оно проявляется и лечится
  2. Что это
  3. Виды и формы
  4. До 7 лет
  5. 7-11 лет
  6. 11-18 лет
  7. Диагностика
  8. Психологическое тестирование
  9. Лабораторное исследование
  10. Инструментальное обследование
  11. Осложнения
  12. Лечение
  13. Психологическая помощь
  14. Прогноз и профилактика
  15. Деменция у детей – причины, симптомы, диагностика, лечение
  16. Слабоумие – симптомы
  17. Первые признаки слабоумия
  18. Легкая умственная отсталость
  19. Умеренная умственная отсталость
  20. Тяжелая умственная отсталость
  21. Умственно отсталые дети. Олигофрения
  22. Различия заболевания у мужчин и женщин
  23. Сложность в выполнении обычных заданий
  24. Бывает ли деменция у детей?
  25. Причины развития деменции у детей
  26. Симптомы деменции у детей
  27. Диагностика и лечение деменции у детей
  28. Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет
  29. Список литературы
  30. Дошкольники (до 7 лет)

Деменция у детей: насколько опасно слабоумие, как оно проявляется и лечится

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Деменция у детей — постепенная утрата интеллектуальных способностей. В отличие от олигофрении, при которой умственная отсталость наблюдается с рождения, данная патология характеризуется потерей уже сформированных навыков, знаний.

Что это

Болезнь представляет собой приобретенное слабоумие у детей. Больше всего распространена среди пожилых людей. У детей встречается реже и, как правило, является следствием другого этиологического фактора:

  • отягощенная наследственность;
  • нарушение работы сосудов головного мозга, кровотока, и, как следствие, дефицит в тканях необходимых питательных веществ;
  • бактериальные, вирусные заболевания, осложнения после них (менингит, отит, гайморит, тонзиллит, энцефалит, ВИЧ, грипп и пр.);
  • открытые и закрытые травмы головного мозга;
  • интоксикация вследствие приема медикаментов, отравления химическими веществами, алкоголем, наркотиками.

Встречается чаще после 2 лет. Ребенок утрачивает освоенные навыки, знания, а до заболевания может развиваться и расти в соответствии со своим возрастом. Состояние характеризуется дегенеративными изменениями тканей головного мозга. Многоочаговое поражение корковых и подкорковых отделов мозга становится причиной развития выраженных признаков недостаточного интеллекта.

Своевременная диагностика и медикаментозная коррекция в ряде случаев помогает приостановить прогрессирование патологии или даже запустить обратный процесс — улучшить интеллектуальные способности ребенка.

Виды и формы

По тяжести протекания болезнь классифицируют на:

  1. Легкую степень.
  2. Среднюю.
  3. Тяжелую.
СтепеньПроявления
ЛегкаяСоциальная и интеллектуальная деятельности нарушены, но незначительно. Ребенок испытывает затруднения в обыденной жизни. Ухудшается память, речь, пространственная ориентация, мышление. Присутствуют признаки психической деградации — ребенок не контролирует эмоциональные реакции. Постепенно нарастает учебная неуспеваемость, снижается приспособление в среде обитания, коммуникационное взаимодействие. Сохраняются бытовые навыки.
СредняяРебенок нуждается в дополнительной внешней поддержке. При этом остается понимание окружающих, но сильно страдает речь. Словарный запас ограничивается небольшим количеством простых слов, ребенок не способен построить сложное предложение. Мышление примитивное, практически отсутствует. Интересы, как правило, ограничиваются удовлетворением физиологических потребностей.
ТяжелаяТеряется способность самостоятельного обслуживания (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть и пр.), поэтому требуется постоянная помощь со стороны взрослых. Могут присутствовать незначительные задатки речи (нечленораздельные слова и звуки). Очень часто патология протекает с нарушением функционирования внутренних органов, физическими отклонениями. Эту глубокую степень умственной отсталости сопоставляют с идиотией. Если при средней степени ребенок еще способен понимать окружающих, происходящее вокруг, то при тяжелой — осмысленная деятельность отсутствует. Реакция на окружающее низкая. Эмоциональный фон ограничивается реакцией недовольства и удовлетворения. Внешние негативные факторы (холод, жара, телесные повреждения, влага и пр.) не вызывают особой реакции. Однако возможны эпизодические всплески агрессии, в т. ч. направленные на самого себя.

До 7 лет

Распознать симптомы и признаки деменции у детей этого возраста иногда затруднительно. Преобладает выраженное психомоторное возбуждение, которое очень часто встречается и у здоровых детей. Однако заподозрить проблему можно, если ребенок эмоционально неустойчив, по сравнению со своими сверстниками. Необоснованные резкие вспышки гнева, радости, плача должны насторожить родителей.

Ребенок не испытывает чувства привязанности. При встрече с родителями после длительной разлуки не испытывает радости. Практически или вовсе отсутствует психоэмоциональная реакция на похвалу, порицание.

Внешне ничем не отличается от сверстников. Физическое отставание отсутствует, симптомы патологии затрагивают интеллектуальную деятельность.

Когнитивные способности не соответствуют возрасту: небольшой словарный запас, присутствуют речевые ошибки. Память больше механическая, чем осмысленная. Тип мышления конкретно-описательный. Способность к абстрагированию почти отсутствует.

Ребенку трудно полностью охватить ситуацию. Логические связи между событиями сложно воспринимаются.

7-11 лет

Социальная адаптация снижена. В школе такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, нередко становятся изгоями. Эмоциональный фон неустойчив. Суждения могут быть вполне адекватными, но они конкретно-ситуационные. Присутствует детализированное восприятие.

Способность к пониманию слов в переносном значении не выражена, поэтому дети не понимают шуток, поговорок и пр. Они не могут прогнозировать развитие событий. Такие дети умеют больше, чем знают. Иногда рассуждают о том, чего сами неспособны понять, присуще шаблонное рассуждение.

Ребенок не справляется с программой общеобразовательной школы. Поэтому таким детям необходимо специализированное учебное заведение. Усвоение учебного материала происходит только при подаче медленным темпом. Самыми сложными предметами являются физика, математика, химия.

В этом возрасте у обычных детей вырабатывается своя точка зрения, воля, характер, умение избирательно относится к поступающей информации, придерживаясь собственных суждений.

При деменции ребенок быстро поддается чужому влиянию. Его легко переубедить.

Нередко дети с повышенной внушаемостью попадают в неприятные ситуации, где их используют в корыстных или преступных целях, поэтому ребенку необходима поддержка и наблюдение родителей.

11-18 лет

У детей этого возраста усиливаются примитивные влечения, в т. ч. половое. Поэтому ребенок неосознанно может демонстрировать распущенное сексуальное поведение. Поступки могут быть асоциальными, не соответствующие нормам и правилам общественной морали.

Контролировать ребенка очень сложно. Его уровень сознания может оставаться неизменным, но ярко выражены личностные изменения и эмоционально-аффективные нарушения. Нередко проявляются неуместные эмоции. Анализ ситуации практически отсутствует. Возможны спонтанные ассоциации без осмысления.

Не рекомендуется изолировать ребенка. Низкие дисциплинарные и организационные способности, узкий круг интересов, затруднения в бытовой, производственной деятельности не должны стать причиной социальной изоляции. Дети с таким диагнозом вполне способны освоить простую профессию, требующую физического труда.

Обязательно необходимо специализированное учебное заведение, где ребенок сможет чувствовать себя полноценно, приобретать навыки и знания, обучиться самостоятельной жизни.

Диагностика

Диагноз выставляют, когда социальная дезаптация и расстройства интеллектуального характера сохраняются более полугода. Если временной интервал короче, но диагноз только предположительный.

Психологическое тестирование

Для диагностирования патологии используют несколько тестов:

  1. Айзенка — для определения коэффициента интеллекта. Для прохождения теста используют графический, словесный, цифровой материал. Он определяет уровень мыслительных способностей, а не знаний. Предназначен для лиц, которые имеют образование не ниже среднего.
  2. Векслера — информативная методика для измерения интеллектуального развития. Вопросы постепенно усложняются. Тест определяет общую осведомленность, когнитивные возможности, визуальное восприятие, анализ и пр. Помогает выявить, какие интеллектуальные способности сформированы лучше, а какие хуже.
  3. Бентона — для выявления органических поражений мозга. В основе репродукция визуальных образов и оценка их пространственного восприятия.
  4. Стенфорда-Бине — для определения единичного показателя уровня интеллекта. Состоит из 4 частей: вычисления, вербальные рассуждения, память, зрительное восприятие. Помогает выявить некоторые личностные качества ребенка (уверенность, активность, возможность быстро сосредоточиться и пр.).

Чтобы исключить когнитивные нарушения вследствие психических расстройств (например, депрессии), необходима беседа с психиатром.

Лабораторное исследование

Помимо стандартного клинического анализа крови, врач может назначить следующие исследования: анализ крови на уровень глюкозы; аланинаминотрансферазы; содержание тиреоидных гормонов, витамина В12; биохимию и пр.

Инструментальное обследование

Распространенными методами инструментального обследования являются:

МРТ детально визуализирует структуры головного мозга, поэтому помогает выявить различные нарушения даже в начале заболевания. Сканирование помогает подтвердить органический характер нервно-психического расстройства, исключить злокачественные опухоли, получить достоверную информацию относительно структурных особенностей головного мозга.

КТ бывает с контрастом и без. Процедура помогает обнаружить признаки слабоумия на раннем этапе развития: выявить мельчайшие нарушения целостности тканей головного мозга, оценить работу сосудов и особенности кровотока, обнаружить кровоизлияния, смещение внутренних структур и пр.

ЭЭГ фиксирует изменения активности мозга. Графическое отображение сигналов, поступающих с коры мозга в виде волн, помогают заподозрить воспалительные процессы, дегенеративные, сосудистые нарушения. Дает возможность количественного и качественного анализа функционирования мозга, его реакции на воздействие раздражителей.

Осложнения

Если игнорировать течение болезни, то со временем она может привести к полной социальной дезаптации ребенка. Проблемы с памятью, восприятием и мышлением приводят к утрате возможности контактирования с окружающими людьми. Ребенок забывает имена названия предметов, что провоцирует коммуникативные проблемы, социальную изоляцию.

Также заболевание ухудшает эмоциональный фон. Возможно расстройство личности и поведения, психическая нестабильность и расстройства, вследствие изменений тканей головного мозга. Нередко патология приводит к депрессивному состоянию, полной потере интереса к окружающему миру, отсутствии радости, чувству разочарования, психическим отклонениям.

Дети со средней и тяжелой степенью болезни теряют навыки личной гигиены. Ребенок не испытывает необходимости выполнения обычных ежедневных процедур: умывания, принятия душа, пользования туалетом и др.

Патология сопровождается снижением реакции на повседневные ситуации, требующие внимания и осторожности, например, на едущий автомобиль. Также наблюдается потеря пространственной ориентации, равновесия. Дети с этим диагнозом не способны оценить опасность ситуации, развивается полное отсутствие риска самосохранения, поэтому требуется постоянное наблюдение со стороны взрослых.

Лечение

Лечение включает фармакотерапию и психологическую коррекцию. К числу поддающихся медикаментозному лечению состояний относят метаболические нарушения в головном мозге, эмоциональную лабильность, гипотиреоз, дефицит витамина В.

К числу медикаментов, которые назначают для лечения патологии относят:

  1. Антихолинэстеразные средства. Обладают нейропротекторным действием, предотвращают разрушение нейронов мозга, нормализуют передачу нервных импульсов, когнитивные способности. На ЦНС оказывают обычно стимулирующее действие, поэтому нередко после приема повышается психологическая возбудимость.
  2. Нейролептики. Оказывают многогранное влияние. Главное из которых — успокаивающее. Они уменьшают реакцию на внешние возбудители, ослабляют аффективную напряженность, ослабляют агрессию. При регулярном приеме подавляют вспышки гнева, психомоторного возбуждения, бреда.
  3. Антидепрессанты — медикаменты устраняют затяжные депрессии, тоскливое настроение, ощущение ненужности, одиночества. Препараты могут вызвать различные побочные эффекты, поэтому требуют осторожности в применении.
  4. Снотворные препараты. Если ребенок испытывает проблемы с засыпанием, недостатком сна, то медикаменты со снотворным эффектом помогут их устранить. Они угнетают процесс возбудимости нервных клеток, что снижает психоэмоциональное напряжение, способствует качественному сну.

Детская деменция нередко сопровождается недостатком гормонов щитовидной железы. Чтобы его устранить назначается заместительная гормонотерапия. При нехватке витаминных веществ назначаются витаминные комплексы, корректируется рацион.

Психологическая помощь

Психологическая коррекция — один из главных компонентов лечения. Поддерживающая психотерапия является обязательной при данном диагнозе.

Чтобы ребенок не потерял чувство социальной значимости, был заинтересован в организации своей жизни, а также не терял навыков коммуникативного взаимодействия.

Цель психологических тренингов — поддержка, повышение самооценки, улучшение адаптивных способностей и коммуникативных навыков.

Квалифицированная помощь специалиста поможет ребенку вновь учиться слушать и говорить, адаптироваться и принять свое состояние, не испытывая субъективных переживаний. Врач поможет увеличить веру в своих силах, подчеркнуть достижения и положительные качества пациента.

Также регулярные беседы с психологом помогут своевременно выявить обострение болезни и предупредить ухудшение состояния ребенка, путем своевременного медикаментозного лечения.

Прогноз и профилактика

Заболевание носит необратимый характер. Расстройство неизлечимо, но при своевременной адекватной терапии удается добиться регресса болезни, замедления ее прогрессирования. Профилактика направлена на внимательное отношение к здоровью ребенка и устранение факторов, которые могут стать первопричиной патологии.

Рекомендуется:

  • своевременное, полное лечение инфекционных заболеваний;
  • избегание травмирования;
  • регулярное наблюдение у педиатра.

Диагноз «слабоумие или деменция» — серьезное потрясение для любого. Узнав, что это такое, какими последствиями болезнь угрожает, многие опускают руки, не предпринимают никаких мер. Но чем раньше будет диагностирована патология и начато лечение, тем выше вероятность предотвратить серьезные осложнения и прогрессирование болезни.

Источник: https://mozgexpert.ru/psihika/dementsiya/demenciya-u-detey

Деменция у детей – причины, симптомы, диагностика, лечение

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом».

Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте.

В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года. Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы.

Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ. Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.
По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер.

Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики.

Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия
    – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью
    – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью.

Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе.

Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями.

Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой.

Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует.

Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы.

Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Умственно отсталые дети. Олигофрения

Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:

  • интоксикация организма беременной матери или плода;
  • наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
  • паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
  • изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
  • воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
  • травмирование плода во время родов;
  • серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
  • негативная экологическая обстановка;
  • нарушенный обмен веществ;
  • употребление беременной наркотиков и алкоголя;
  • плохое питание младенца.

Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости.

Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников.

Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает.

Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать.

В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками.

Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования.

Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью.

У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета.

Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.

У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Различия заболевания у мужчин и женщин

Проявления деменции у мужчин и женщин во многом схожи.

По статистике, женщины больше подвержены наступлению маразма. Симптоматика женской деменции является более выраженной.

Это объясняется тем, что у представительниц слабого пола психика более подвижна, чем у мужчин. Поэтому главные различия мужских и женских симптомов слабоумия проявляются в эмоциональной сфере.

Проявления деменции у женщин:

  • повышенное упрямство;
  • постоянная плаксивость, обидчивость;
  • маниакальная подозрительность.

Первые признаки мужского маразма:

  • консерватизм в суждениях, отрицание всего нового;
  • склонность к поучениям, назидательности;
  • преувеличение прошлых достижений;
  • извращенность в сексуальной сфере;
  • эгоизм, равнодушие к окружающим;
  • чрезмерная ревность.

Поздняя деменция у мужчин и женщин протекает одинаково.

Сложность в выполнении обычных заданий

Появление сложностей в выполнении привычных задач может быть ранним признаком начавшегося слабоумия.

Как правило, все начинается с того, что человек не может выполнить многосложных задач: проверить баланс кредитной карты или запомнить правила какой-то игры.

Кроме того, вы можете заметить, что человеку, возраст которого ближе к пенсионному, трудно делать новые вещи или следовать новым правилам.

Недвусмысленные намеки: Брэд Питт возвращается к Дженнифер Энистон?

Семейный отдых 2020: лучшие новые и модернизированные Карибские курорты

Источник: https://gidroz.ru/nevrozy/slaboumie-u-podrostkov.html

Бывает ли деменция у детей?

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки.

О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития.

Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.

Причины развития деменции у детей

Около 70% всех случаев приобретенного слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера, которая поражает преимущественно пожилых лиц старше 65 лет. По этой причине деменция у молодых бывает редко и в основном обусловлена наследственным фактором.

Генные мутации в хромосомах провоцируют усиленную выработку аномальных амилоидных бляшек, которые поражают нервные клетки и разрушают сложившиеся межнейронные синоптические связи.

Деградация мозговой деятельности у людей до 40 лет может также происходить в результате механических травм головы, наркотической, алкогольной или радиационной интоксикации, как осложнение хронической сердечно-сосудистой патологии.

Детская органическая деменция является, как правило, осложнением некоторых тяжелых заболеваний. Вторичная резидуальная деменция протекает со стабильными остаточными нарушениями работы головного мозга, без дальнейшего ухудшения состояния больного.

Основные причины слабоумия у детей и людей старшего возрастаПричины деменции у детейПричины деменции у взрослых
  • инфекционный менингит, энцефалит;
  • сотрясение мозга, тяжелые или многократные черепно-мозговые травмы;
  • отравление лекарствами и токсическими веществами;
  • церебральный арахноидит головного или спинного мозга;
  • ВИЧ-инфекции, СПИД.
  • болезнь Альцгеймера;
  • инфаркт, инсульт;
  • атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, тромбоз сосудов головного мозга;
  • внутричерепные опухоли головного мозга, гидроцефалия;
  • гормональные изменения у женщин.

Наследственно дегенеративная деменция у детей развивается на фоне таких генетических недугов, как болезнь Ньюмана-Пика, Баттена, Гентингтона или Лафора, синдром Ретта и Санфилиппо, лейкодистрофия.

Наследственные формы слабоумия быстро прогрессируют по мере роста детей и манифестации клиники основной генетической болезни.

Интенсивное нарастание симптоматики может привести к летальному исходу уже в подростковом возрасте.

Важно. Органическая деменция у детей, а особенно у подростков, зачастую отягощается психологическими травмами. Очевидная утрата приобретенных навыков болезненно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и может лишить его мотивации к реабилитации.

Симптомы деменции у детей

Клиническая картина заболевания у детей во многом зависит от возраста пострадавшего. Чем раньше начнется процесс деградации центральной нервной системы, тем более выраженными будут симптомы деменции у молодых людей.

До 3-летнего возраста наиболее выраженными признаками слабоумия становится снижение двигательной активности, иногда малыш даже перестает ходить и ползать.

Одновременно появляется непроизвольная расторможенность, которая сопровождается резкими, дергающимися движениями.

Такие дети отличаются чрезмерной капризностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций с переходом от истерики и плача до беспричинного всплеска радости.

Характеристика детей с деменцией по возрастным группам включает следующие признаки:

  • у дошкольников – импульсивные, неорганизованные и однообразные игры, тяга к бросанию и поломке игрушек, бесцельные и неожиданные порывы к беготне, прыжкам, отсутствие привязанности к близким людям, вплоть до равнодушия даже по отношению к матери, уменьшение раннее приобретенного словарного запаса и когнитивных навыков;
  • в младшем школьном периоде – трудности со вниманием и освоением новой информации, путаница в элементарных понятиях о времени, цвете, формах предметов, ослабление инстинкта самосохранения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, сужение круга интересов, частые жалобы на усталость;
  • в старшей школе – развитие детей с деменцией прекращается из-за нарушения абстрактного мышления, неустойчивости внимания, распада уже сложившего интеллекта и невозможности восприятия, сохранения и воспроизводства новых знаний, речь у школьников нечеткая, смазанная и бессвязная;
  • у подростков – отсутствие критического мышления, деградация поведения, игнорирование социально-правовых норм, ухудшение зрения и слуха, резкая смена настроения, депрессии, прожорливость, немотивированные приступы агрессии, утрата коммуникативных навыков, сексуальные расстройства, беспорядочные половые связи.

Справка. Деменция у подростков, как правило, генетического происхождения. Кроме головного мозга патологические изменения затрагивают и другие жизненно важные органы, что значительно сокращает продолжительность жизни больного.

Диагностика и лечение деменции у детей

Нейродегенеративная болезнь деменция у молодых людей так же, как и у стариков, является неизлечимым и необратимым патологическим состоянием.

Возможности современной медицины позволяют лишь замедлить у детей темпы ее прогрессирования.

Если в семье уже были зарегистрированы случаи слабоумия среди кровных родственников, то с первых месяцев жизни ребенок должен находиться под постоянным наблюдением у невролога.

Детская деменция выявляется после тщательного изучения наследственного фактора, общих показателей здоровья, прохождения специальных когнитивных тестов. Визуализировать и оценить степень поражения головного мозга позволяет инструментальное обследование с помощью резонансного сканирования, КТ, МРТ, ЭЭГ. Проводятся биохимические анализы крови и генетические исследования.

Симптомы и лечение деменции у молодых людей устанавливают специалисты различных направлений: педиатры, психологи, психиатры, неврологи. Комплексная терапия должна быть постоянной, длительной и осуществляться под строгим контролем врачей, стандартно она включает следующие мероприятия:

  • прием лекарственных препаратов и витаминов для стимуляции обмена веществ в нервных клетках, питания тканей, улучшения кровообращения в головном мозге, укрепления сосудов;
  • назначение психостимуляторов, ноотропных веществ с целью улучшения памяти, внимания, физической выносливости, мыслительной деятельности;
  • консультации психолога и педагогов;
  • профилактические меры, направленные на повышение иммунитета, профилактика травм и заболеваний, отнесенных к факторам риска.

Деменция в молодости и у детей останавливает нормальный физиологический и умственный процесс развития человека.

Несмотря на плохие прогнозы, важно сохранить личность подрастающего человека, его желание жить и бороться с болезнью.

Учитывая негативное и настораживающее отношение общества к психически больным людям, необходимо позаботиться о создании доброжелательной окружающей среды, которая способствовала бы адаптации таких пациентов.

046

Источник: https://demenciya.ru/demenciya/dementsiya-u-detej/

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.
Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Источник: https://amrita-infomed.ru/deti/slaboumie-simptomy-u-detej.html

Медицина
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: